Срок службы горного велосипеда.

Срок службы горного велосипеда

К сожалению, наши любимые горные велосипеды совсем не вечны. Рано или поздно все сталкиваются с необходимостью замены тех или иных комплектующих. И не потому что в магазине появилась новая, более красивая деталь, а потому что очередная железка отработала свой срок. Задумывались ли вы, что такое "срок годности" различных частей наших велосипедов? Как долго живут компоненты горного велосипеда?

Все ломается, рано или поздно.

Компоненты на велосипедах подвергаются сильному износу и серьезным нагрузкам. Катание на горном велосипеде происходит, как правило, в экстремальных условиях и агрессивных средах. Грязь, пыль, вода - все это не идет на пользу велосипеду и очень серьезно сокращает срок его службы.
Покупая комплектующие или велосипед,  мы должны понимать, что вечность это утопия, придет срок,  все компоненты будут уничтожены тем самым песочком и их придется заменить.
При покупке дорогих компонентов необходимо принимать во внимание не только первоначальную стоимость покупки, но и стоимость эксплуатации. В нашем варианте -  это стоимость жизни той или иной детали. Очень часто между ценой и сроком службы компонентов нет прямой зависимости. Да, покупая более дорогую деталь, можно получить меньший вес и более четкую работу, но срок службы не всегда зависит от цены.  Возьмем к примеру переключатели, сравним Shimano XT за 70$ и XTR за 130$. Через год оба переключателя будут заменены. Может не через год, но в любом случае срок службы этих переключателей приблизительно одинаков, а цена эксплуатации разнится в два раза. Это лишь пример и может неудачный. Тем более задние переключатели довольно уникальные комплектующие, и они редко выхаживают свой срок. Об этом будет сказано позже.

Точно определить продолжительность жизни различных частей отнюдь не просто. Она зависит от множества факторов, которые трудно учесть.
Условия использования. Грязь песок и вода являются очень вредными для движущихся механизмов, прежде всего для подшипников и для трансмиссии. На раму же они оказывают наименьшее влияние. Если вы, наоборот, катаете только в сухую погоду, то компоненты будут иметь более  медленный износ.
Тип использования. Он зависит от дисциплины, которой вы увлекаетесь, в каждой есть свои нюансы. В ДХ меньше изнашивается трансмиссия, но больше колеса и тормоза, в Кросс-Кантри - наоборот. 
Частота использования. Тут все просто и ясно, чем больше у вас пробег, тем быстрее происходит износ. Если вы лишь иногда катаетесь по парку, то и велосипед и комплектующие прослужат вам очень долгое время.

Ниже будет произведена попытка приблизительно оценить срок службы велосипеда. Выше уже прозвучало, что на это воздействуют многие факторы, которые к тому же трудно учесть. Так что статья не является чем-то незыблемым.

Итак, типичная ситуация.
Стиль катания - All mountain. Эта дисциплина - нечто среднее между туристическими поездками по тропкам и фрирайдом или ДХ. 
Частота использования - 2-3 раза в неделю просто поездка для удовольствия, пара поездок в месяц на выходные в лес и 3-4 поездки за сезон в горы, с серьезными подъемами и спусками.
Вес велосипедиста - 70-80кг, не слишком тяжелый и не слишком легкий.
Качество велосипеда и комплектующих - средний или высокий сегмент, с бОльшим уклоном на надежность, чем на минимальный вес.
Участие в соревнованиях - без гонок, иногда любительские покатушки, но большей частью не для рейтинга, а для хорошей компании и фана.
Считаем, что владелец велосипеда делает все необходимое техническое обслуживание. Чистку и смазку производит вовремя и по необходимости. Если вы пренебрегаете обслуживанием, компоненты будет иметь гораздо более короткий срок службы, чем предполагалось.


Срок службы горного велосипеда - рама
Рама

Когда мы едем на велосипеде в седле или стоим на педалях, рама постоянно подвергается циклическим нагрузкам. В материале рамы образуются микротрещины, происходит накапливание усталости независимо от того, карбоновая она или стальная. Рано или поздно усталость материала даст о себе знать поломкой рамы. От материала из которого сделана рама зависит срок накопления усталости до критического момента. 
Если предположить, что производится регулярное техническое обслуживание, включающее в себя мойку и чистку, своевременную замену подшипников в подвеске и рулевой, велосипед используется по назначению, то средняя продолжительность эксплуатации рамы может быть от 2 до 5 лет. Здесь не учитываются жесткие падения, в результате которых сломать можно даже новую раму.
2-5 лет достаточно большой срок, но многое зависит от материала изготовления, от того, кем и как была изготовлена рама, как она используется (технический уровень байкера) и любые производственные недостатки.

 
Подвеска

Подвеска велосипеда испытывает сотни тысяч циклов сжатия-расширения при каждой поездке и подвержена серьезному износу.
Не стоит забывать, что элементы подвески должны регулярно обслуживаться в соответствии с таблицами, предоставленными производителем. Если вы не делаете надлежащего технического обслуживания, то срок жизни элементов подвески резко сокращается.

Срок службы горного велосипеда - вилка

Вилка

Вилка выполняет две задачи: с одной стороны, через вилку колесо крепится к раме, с другой, она должна ослабить влияние неровностей покрытия. Когда вилка работает, ее ноги скользят внутри штанов в направляющих втулках. Обычно на вилку помимо сил от неровностей дороги еще воздействуют крутящий и изгибающий моменты. Эти силы приводят к износу направляющих втулок и ног вилки. Воздушные вилки имеют подвижные уплотнения, которые также подвержены трению и динамическим нагрузкам от меняющегося давления. Так же изнашивается и гидравлическая система демпфирования, но в меньшей степени.
В вилке существует множество компонентов подверженных износу. Если предположить, что производится регулярное техническое обслуживание и замена масла, сальников и уплотнений, вилка может прослужить примерно от 2 до 5 лет, так же как и рама. Диапазон 2-5 лет довольно широк, но и вилок на рынке много. Часто срок службы вилки зависит от производителя, материалов из которого она сделана и наличия квалифицированного обслуживания.


Срок службы горного велосипеда - амортизатор

Амортизатор 

Разница между вилкой и задним амортизатором заключается в разных ходах. Ход вилки равен перемещению оси переднего колеса. Задний же амортизатор, как правило, проходит путь в три раза меньше чем ось заднего колеса.
Так же, в отличии от вилки, амортизатор не является структурным элементом. На него не воздействуют крутящие нагрузки. Вся сила, воздействующая на амортизатор, направлена вдоль его оси. Амортизатору меньше достается от грязи и песка, так как он находится внутри переднего треугольника рамы, куда грязь попадает реже чем на вилку. Небольшой размер  и огромные нагрузки дают о себе знать - срок службы амортизатора ограничен 2-3 годами, при тех же сервисных условиях как и для вилки. После этого срока амортизатор испытывает значительное снижение производительности, а ремонт и замена изношенных деталей  трудоемки и дороги. Дешевле и проще купить новый амортизатор.

Срок службы горного велосипеда - тормоза

Тормоза

Современные гидравлические дисковые тормоза велосипедов подвержены максимальным тепловым нагрузкам. Это приводит не только к непосредственному износу колодок и дисков, но и к химической деградации тормозных жидкостей. Саму тормозную систему условно можно разделить на диски, колодки и сами тормоза.

Колодки мягче и меньше тормозного диска, поэтому, как правило, изнашиваются быстрее. Средний срок службы колодок варьируется от 4 до 8 месяцев в зависимости от условий использования. В исключительных случаях, при наличии абразивной грязи, затяжных и крутых спусков, комплект колодок может прожить очень мало. Всего пару тройку спусков, а то и меньше.

Диски изготовлены из стали, их гораздо труднее, чем колодки довести до состояния непригодности, но они также имеют тенденцию к износу. Продолжительность жизни диска варьируется в среднем от 2 до 3 лет, многое зависит от условий использования, нагрузок и наличия грязи.

Гидравлическая тормозная система  будет постепенно приходить в негодность, так как подвержена серьезным температурным нагрузкам. Химической деградации от высоких температур подвержены тормозная жидкость (DOT рекомендуется заменять раз в год)  и уплотнения. Тормозная система имеет срок эксплуатации 2-3 года.

Срок службы горного велосипеда - трансмиссия

Трансмиссия

Трансмиссия - самый быстро изнашивающийся узел велосипеда. Она никак не защищена от внешних воздействий и испытывает огромную нагрузку.
Цепь имеет тенденцию удлиняться со временем из-за износа пинов и роликов. Когда удлинение превышает определенный порог, дальнейшая эксплуатация цепи практически невозможна и приводит к резкому сокращению срока службы звезд. Цепь имеет продолжительность жизни от 4 до 10 месяцев.

При своевременной замене цепи (прежде чем она слишком удлинится) звезды трансмиссии могут прослужить от 12 до 24 месяцев. Многое зависит от условий использования и материала звезд. 

Задний переключатель вырабатывает свой ресурс и уходит на покой по старости крайне редко. Учитывая легкость, с которой переключатель погибает от удара о камень или в спицах колеса, живет он 6-12 месяцев.  Ролики переключателя это единственная часть, которую можно поменять, и делается это с завидной регулярностью. Если очень повезет, то срок службы заднего переключателя может растянуться до 18 месяцев. Однако, износ движущихся частей неизбежно приведет к потери четкости переключения передач.

Отдельно стоит упомянуть кареточный узел. Обычно шарики подшипников каретки довольно миниатюрны, но плохо защищены от грязи и испытывают большие знакопеременные нагрузки. В зависимости от конструкции и производителя каретки живут от 6 месяцев до 1 года.

life-bike-6

Колеса

Колеса, если не учитывать аварийные удары, довольно прочны. Самому быстрому износу в колесах подвержены  втулки. При регулярном техническом обслуживании подшипников продолжительность жизни колеса может достигать двух - трех лет. После этого срока начинают проявляться первые признаки разрушения металла в районе крепления спиц, как на ободах так и на фланцах втулок. Для продления срока службы колес очень важно следить за правильным натяжением спиц.

Срок службы горного велосипеда - покрышки

Шины

Подверженные износу от дорожной поверхности, шины имеют  срок службы от 6 месяцев до 1 года. Многое зависит от конструкции шины и стиля езды. При торможении в юз на асфальте шины можно убить за неделю. Шины так же подвержены и химическому разрушению. Даже если их не использовать, то через пару лет они могут сохранить только внешний вид, но очень быстро износятся при езде.

Срок службы горного велосипеда - руль 

 Седла, рули, штыри

Обычно продолжительность жизни руля, выноса и подседельного штыря очень высока и может превышать 5 лет. Отдельно в этом списке находятся только телескопические подседельные штыри. Это довольно сложный механизм, немного напоминающий амортизатор. Так что и срок его жизни соизмерим со сроком жизни амортизатора и при правильном обслуживании составляет 2-3 года.
Время жизни седла больше зависит от аккуратности владельца и может составлять 1-2 года и более.
Эти компоненты не являются объектом интенсивного износа, но страдают у байкеров с агрессивным стилем вождения. Так же они являются ключевыми в плане безопасности, и если вы любите езду пожестче, то вам рекомендуется менять алюминиевые штыри и рули раз в 3 года, а карбоновые раз в 2 года. Разница в сроках службы обусловлена тем, что прежде чем окончательно разрушитьсяалюминиевые детали имеют тенденцию к растрескиванию, и это можно вовремя заметить. Карбон же является более тонким материалом, он разрушается без предупреждения, так что лучше быть более осторожным в экплуатации. Кроме того, углеродные компоненты, как правило, разработаны для обеспечения минимального веса и не любят критических нагрузок.  Несмотря на лучшие механические свойства карбона, он имеет меньшую устойчивость к ударам.


Как уже было сказано выше, необходимо помнить, что средние сроки службы велокомпонентов могут значительно изменяться, как в сторону уменьшения так и увеличения, в зависимости от их качества и стиля использования байка.
Ничто не вечно под Луной!


Удачных поездок на велосипеде!